Классификация

Почему сабля кривая, а шпага прямая
 Перед вами небольшой фрагмент из..
16.12.2017
Параметры мечей
Heinrich MullerHartmut Kolling"EUROPАISHE..
16.12.2017
Рыцарское оружие ближнего боя
Рыцарский меч - один из самых..
16.12.2017
Классификация оружия эпохи викингов
Процесс совершенствования военной..
16.12.2017
Инструкция по выбору оружия
"...Оружие испытывается следующими..
16.12.2017
Холодное оружие П. фон Винклер. Оружие Отрывок из главы 9 "XIV и XV столетия"
Всадникибыли, кроме того, вооружены..
16.12.2017


> Средневековье > Классификация

 

Булавы.
Длинноклинковое оружие
Древковое оружие
Классификация
Комплекты оружия
Кузнечные мастерские
Ножи и кинжалы
Топоры
Боевые молоты
 

Классификация

Классификация оружия эпохи викингов
Типология европейских мечей по Э.Оакешотту
Холодное оружие П. фон Винклер. Оружие Отрывок из главы 9 "XIV и XV столетия"
Холодное и метательное оружие: список терминов
Типология китайского однолезвийного оружия
Параметры мечей
Оружие: пропорции и вес
Рыцарское оружие ближнего боя
Почему сабля кривая, а шпага прямая
Холодное оружие П. фон Винклер. Оружие Отрывок из главы 8 "Появление и развитие рыцарства"
Инструкция по выбору оружия





Типология китайского однолезвийного оружия

Типология китайского однолезвийного оружия Типология китайского однолезвийного оружия Типология китайского однолезвийного оружия Типология китайского однолезвийного оружия Типология китайского однолезвийного оружия Типология китайского однолезвийного оружия Типология китайского однолезвийного оружия Типология китайского однолезвийного оружия Типология китайского однолезвийного оружия Типология китайского однолезвийного оружия Типология китайского однолезвийного оружия

по материалам коллекции Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи
Коллекция китайского однолезвийного оружия, хранящаяся в фондах ВИМАИВиВС –
бесценный источник информации, требующий тщательного, подробного изучения.
Данная работа – первая попытка
освещения этого вопроса.
В тексте работы приводятся
ссылки на составленный автором
каталог коллекции Артиллерийского музея.
Редакция расcчитывает получить разрешение автора на публикацию каталога в одном
из следующих номеров журнала.

ВВЕДЕНИЕ
Памятники материальной культуры – один из важнейших источников информации, по которому мы можем судить о развитии интересующей нас цивилизации в тот или иной период истории. Во все эпохи, пожалуй, нельзя найти полностью изолированного этноса, цивилизации, культуры. Человеческие общества постоянно взаимодействовали между собой, взаимодействие это далеко не всегда носило мирный характер. Мировая история изобилует войнами, битвами, сражениями. Племена, государства, этносы, цивилизации боролись между собой за право существования. В течение многих столетий свободу, честь, жизнь можно было отстоять, лишь сражаясь за них.
Многие века, опасаясь за себя, своих близких, свой народ, своё государство, люди могли уповать лишь на силу оружия. Поэтому именно в оружии находили своё применение и воплощение все передовые достижения мастерства и технологий во все времена и эпохи. Человек всегда заботился о своей безопасности, поэтому все передовые технические решения всегда ставились на службу оборонным проблемам и задачам. Кроме того, (поскольку военные проблемы были всегда актуальны) во все времена почётом и уважением пользовались защитники Родины, победоносные полководцы, герои битв. Это уважение распространялось и на оружие. Пожалуй, любой образчик оружия – памятник декоративно-прикладного искусства, а лучшие из них – подлинные шедевры. Самые выдающиеся художники (например, Леонардо да Винчи) не считали зазорным для себя разрабатывать эскизы оружия, лучшие мастера – кузнецы и ювелиры – воплощали эти эскизы в металле. Шедевры искусства оружейников составляют гордость лучших музейных собраний мира.
История оружия насчитывает сотни тысяч разнообразных видов воинского оснащения. Гонка вооружений – соперничество копья и щита, пули и брони – началась, наверное, еще с древнейших времен и продолжается по сию пору. В наш век ежегодно появляются какие-либо новые образцы оружия, продолжают совершенствоваться старые. Но история оружия современного – огнестрельного – ничтожно малый период по сравнению со всей историей вооружения. Основная часть истории развития оружия – история оружия холодного.
Говоря о холодном оружии, можно выделить несколько регионов, в которых сложились оригинальные комплексы вооружения. Разумеется, сложно провести абсолютно чёткие границы, взаимопроникновение всегда существовало, но, тем не менее, можно выделить западно-европейский регион, восточно-европейский регион, центрально-азиатский регион, дальневосточный регион, африканский и американский регионы.
Подробнее остановимся на дальневосточном регионе. Здесь, в первую очередь, речь пойдет, конечно, о Китае, так как именно Срединное государство задавало тон на Дальнем Востоке во всём, включая и вооружение. Китайская цивилизация, непрерывно развивавшаяся тысячи лет, подарила миру множество оригинальных и самобытных образцов холодного оружия. Пожалуй, никакая другая страна не может похвастаться таким изобилием наступательного и оборонительного вооружения, такой яркостью и оригинальностью технических решений.
И отечественные, и зарубежные исследователи не раз обращали своё внимание на оружие дальневосточного региона. Но, к сожалению, работ, посвященных китайскому оружию очень немного. Даже в самом Китае подобные исследования появляются крайне редко. Пожалуй, наиболее значимая работа в этой области была издана в 1957 году (Чжоу Вэй. Чжунго бинци шигао (Очерк истории китайского оружия). Пекин, 1957).
В последние годы появился ряд публикаций отечественных исследователей, посвященных оружию Дальнего Востока. К сожалению, многие из них носят излишне обобщенный, описательный характер. Авторы, в основном, ведут речь о типах оружия, практически никогда не описывая конкретные экземпляры. А ведь во многих музеях России, и в частности, Санкт-Петербурга хранятся замечательные коллекции дальневосточного, и в том числе китайского, оружия. Правда, в 1999 году был опубликован каталог коллекции японского оружия и доспехов, хранящейся в Кунсткамере (Синицын А. Ю. «Оружие и боевое снаряжение японских самураев». СПб. 1999). Наряду с японским оружием в этом каталоге приведены некоторые китайские образцы, но, поскольку оружие Китая не является предметом данного исследования, естественно, китайская часть коллекции оружия МАЭ не описана подробно.
Надо отметить, что если некоторые образцы китайского оружия из коллекции Кунсткамеры хотя бы время от времени можно видеть на выставках, которые организует этот музей, то интереснейшие экземпляры из коллекции Военно-морского музея или Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи (ВИМАИВиВС) не только нигде не опубликованы, но и никогда не выставлялись.
Данная работа основана как раз на материалах коллекции ВИАИВиВС. История этой коллекции восходит к 1901 – 1902 гг. В это время из Китая возвращались российские войска, участвовавшие в подавлении восстания ихэтуаней (1898 – 1901 гг.). Считается, что вместе с другими трофеями, в Россию попало немало китайского оружия, значительная часть которого была передана в Арсенал, ныне Музей артиллерии. К сожалению, сейчас невозможно точно установить в каких регионах Китая были захвачены те или иные экземпляры. Таким образом, приходится довольствоваться весьма приблизительной датировкой – последнее десятилетие XIX века и не менее приблизительным определением места изготовления – Китай. Но, несмотря на подобные трудности, эта коллекция – бесценный источник информации по наступательному вооружению позднецинского Китая. Пожалуй, сложно найти в России более полное собрание различных видов оружия. В китайской коллекции Артиллерийского музея есть и огнестрельное оружие, но большую часть собрания составляет оружие холодное. В коллекции холодного оружия Китая представлено и древковое оружие, и многочисленные образцы оружия клинкового, среди которого чаще всего встречается однолезвийное оружие – дао. Большое количество дао среди китайской коллекции неудивительно. Дао в Китае называют «матерью всего короткого оружия» (13, 48). Именно этот вид оружия был самым массовым в Срединном Государстве. История дао восходит к эпохе Шан (1766 – 1122 гг. до н. э.), изначально клинки были бронзовыми и больше напоминали ножи, к сунскому же периоду (960 – 1279 гг. н. э.) уже встречались формы дао, близкие к образцам из коллекции ВИМАИВиВС. Известно, что ихэтуани уделяли огромное внимание традиционным воинским искусствам, в том числе и упражнениям с оружием (5, 66). Конечно, среди восставших дао были весьма популярны, так как изготовить однолезвийный клинок дао значительно проще, нежели тонкий обоюдоострый цзянь (меч). Кроме того, китайская техника владения мечом очень сложна, поэтому цзянь всегда был оружием редких мастеров, в то время как дао – оружием массовым, демократичным. Именно о дао и пойдет речь в данной работе.
В коллекции ВИМАИВиВС хранится более сотни дао различных видов. Цель этой работы не только описать китайское однолезвийное оружие, хранящееся в Музее артиллерии, но и попытаться создать систему типологии и классификации этого вида клинкового оружия. Конечно, такая типология будет до конца справедлива только в рамках данной коллекции, но поскольку выборка достаточно большая, то можно предположить, что основные выводы окажутся справедливыми для всего китайского однолезвийного клинкового оружия конца XIX века в целом. Кроме того, в данной работе будет осуществлена попытка на основе такой выборки выявить наиболее часто встречающиеся типы дао.

1.
При изучении истории развития китайского холодного оружия появляется необходимость в специальной терминологии, без которой нельзя идентифицировать определенные образцы. Возможны три пути появления подобных терминов.
Первый путь – транскрибирование китайских названий без перевода, и, соответственно, использование собственно китайских обозначений. Преимуществом такого способа является его простота, избавляющая от необходимости поиска адекватных терминов в русском языке, но человеку, который незнаком ни с китайским языком, ни с китайским оружием, вообще будет непонятно, о чём идет речь.
Второй путь – одновременно приводить и китайский, и русский термины (например, меч-цзянь). В таком случае, разумеется, гораздо яснее, что стоит за тем или иным понятием, но, опять же, у человека, не знающего китайский язык, может возникнуть впечатление, что, например, цзянь – лишь один из типов китайского меча, тогда как на самом деле этот термин обозначает меч вообще.
Третий путь – пользоваться переводами китайских терминов. При таком подходе появляется ряд трудностей, важнейшая из которых – поиск адекватного понятия в русскоязычной оружиеведческой терминологии, но зато в случае удачного решения данной проблемы уже не будет возникать путаницы в определении того или иного вида оружия.
В данной работе при описании дао из коллекции Артиллерийского музея будет применяться именно третий метод.
Иероглиф дао входит в названия многих видов оружия. Этим термином может обозначаться и нож, и сабля, и даже древковое оружие – коуза (дадао). В этой работе речь пойдёт о клинковом оружии. В Китае существовали дао самых разнообразных форм и типов, поэтому при переводе этого понятия на русский язык будут использованы три термина.
При описании оружия с искривленным клинком без заметного расширения будет использован термин сабля.
При описании оружия с прямым клинком без заметного расширения будет использован термин палаш.
Наибольшие трудности возникают при описании одного из наиболее распространенных видов дао – шоудао. Термин «шоудао» на русский язык переводили по-разному: и сабля, и широколезвийный меч, и палаш. Пожалуй, все эти названия не вполне корректно описывают конструктивные особенности этого вида. Действительно, шоудао во всех вариантах имеет искривленный или расширяющийся к острию клинок с односторонней или полуторной заточкой, то есть не является мечом, так как меч – оружие с симметричной заточкой, чаще всего прямое. Образцом широколезвийного меча может служить меч “каролингского” типа. Палаш или сабля имеют одностороннюю или полуторную заточку, но палаш может быть только прямым, а сабля только изогнутой, кроме того, расширение к острию у сабель чаще всего может быть оформлено елманью, у палашей же расширение к острию не встречается.
Следовательно, шоудао не подпадает ни под одно из этих определений. Пожалуй, есть только один термин, который может передать это понятие,- фальшон (тесак). Термин фальшон происходит от французского слова “fauchon”, обозначающего нож, что, кстати, совпадает со значением иероглифа дао. Фальшон иногда определяют, как «сабля с мечевой рукоятью» (12, 56). Это определение не совсем точно. Анализируя образцы и изображения европейских фальшонов, можно прийти к выводу, что фальшон – оружие с однолезвийным, расширяющимся к острию клинком, который может иметь или не иметь елмань, может быть изогнутым (саблевидным), а может и прямым. Таким образом, фальшон является прямым аналогом шоудао. Исходя из этого, при описании оружия с расширяющимся к острию клинком, будет использоваться термин фальшон.
Необходимо также подробнее остановиться на терминах, описывающих детали конструкций фальшонов, сабель и палашей. Для их обозначения в работе будут использованы термины, принятые в русскоязычной терминологии.
Любой образец клинкового оружия состоит из клинка и монтировки (эфеса).
Клинком называется рабочая часть холодного оружия, служащая для нанесения удара (укола). Можно выделить следующие основные части клинка: лезвие, обух, острие, елмань, дол и хвостовик. Различают также правую и левую стороны (плоскости) клинка. Правой стороной клинка считается та, что находится с правой стороны, когда оружие держат в руке в боевом положении (острием вперед, лезвием вниз), левой, соответственно та, что при таком держании оказывается слева.
Лезвие – основная ударная заточенная часть клинка.
Обух – незаточенная часть клинка.
Острие – острый колющий конец клинка.
Елмань – заточенный участок обуха, может иметь вид расширения или выреза на клинке.
Дол – желоб на клинке. Так как долы располагаются симметрично на обеих сторонах клинка, то подсчитываются только долы одной стороны. Таким образом, клинок, у которого два дола, по одному на каждой стороне, называется однодольным, у которого четыре дола, расположенные таким же образом – двудольным и т.д.
Хвостовик – участок клинка, на который крепится монтировка.
Монтировкой (эфесом) клинкового оружия называются детали, служащие для держания клинка и защиты кисти. Можно выделить следующие основные детали монтировки: гарду, рукоять и навершие.
Гарда – деталь монтировки, защищающая руку бойца.
Рукоять – деталь монтировки, за которую осуществляется держание оружия. Рукоять может быть обмотана шнуром, а также иметь дополнительные детали, служащие для усиления рукояти – обоймицы.
Навершие – деталь, служащая для балансировки оружия, а также предохраняющая руку от соскальзывания с рукояти.
Некоторые образцы клинкового оружия снабжены ножнами – специальным футляром для клинка.
Ножны клинкового оружия могут иметь также ряд дополнительных деталей – прибор.
Прибор ножен может состоять из устья, гаек, петель, а также наконечника.
Устье – деталь прибора, служащая для предохранения отверстия ножен, в которое вкладывается клинок.
Гайки – детали, которые могут служить для скрепления половинок ножен, и (или) для крепления петель.
Петли – служат для подвески ножен к поясу.
Наконечник – деталь прибора, служащая для предохранения закрытого конца ножен.
На некоторых ножнах присутствуют все детали прибора, на некоторых прибора нет вовсе.

2.
С древнейших времен до наших дней человечество создало множество разнообразных видов оружия. Для того, чтобы ориентироваться в этом огромном мире необходима система классификации. В этом разделе будет предпринята попытка найти систему классификации, с помощью которой можно будет определить место китайских фальшонов, палашей и сабель в мире холодного оружия. В настоящее время известны несколько вариантов классификаций. Некоторые из них ориентированы на определенный тип оружия или на определённый регион (например, типология скандинавских мечей Я. Петерсона, типология шпаг и малых мечей А. Нормана и т. д.). Некоторые же классификации являются универсальными, включают все типы оружия. Ниже будут подробнее рассмотрены три типа классификации вооружения, которые появились в последнее время.
Классификация холодного оружия по В. Н. Попенко. (11, 514) – одна из них. Первый признак, по которому В. Н. Попенко разделяет оружие на роды и виды – функциональный. Автор выделяет ударное, рубящее, колющее и метательное оружие. В свою очередь, каждый из этих родов разделяется на виды, в зависимости от конструктивных особенностей. Преимуществом этой системы является то, что она позволяет легко определить основную (по мнению автора) функциональную особенность оружия, но, к сожалению, возникает некоторая путаница. Например, практически всё оружие с гибким элементом (цепы, цепи, кистени) помещено в раздел «Ударное оружие», а сурутин – вариант боевой верёвки, иногда с грузилами на концах, – в раздел «Метательное оружие». Лук и арбалет – в раздел «Колющее метательное», а не в «Метательные машины», туда же (в раздел «Колющее метательное») помещена и франкская фрамея – массивное копье – рогатина. Таким образом, непонятно, к какому роду следует относить китайские фальшоны, сабли и палаши, поскольку для многих образцов весьма сложно определить основной принцип поражения.
Классификация К. В. Асмолова (1, 10) позволяет охарактеризовать любой вид оружия, но к сожалению, абсолютно чёткого определения многим образцам она также не дает, поскольку многие из её пунктов перекрывают друг друга, а какого-либо главного признака, по которому следовало бы отличать один вид оружия от другого, нет. Так, например, двуручный топор (дафу), можно отнести и к оружию с боковым острием, и к древковому оружию (и то, и другое у К. В. Асмолова – отдельные группы).
Классификация Б. Г. Трубникова, приведённая в словаре «Оружие» (11, 522), – третья из рассматриваемых схем классификаций. Автор характеризует её как «синтетическое» (синтезное) древовидное каноническое группирование» (11, 522). Б. Г. Трубников стремился дать унифицированную классификацию, пригодную в любой области оружиеведения, но в результате получилась очень громоздкая система. Такая классификация, хоть и дает возможность описать любое оружие, не очень удобна из-за огромного количества параметров, которые следовать учитывать, при пользовании ею.
Кроме вышеперечисленных, существует также система, восходящая к китайской традиционной системе классификации холодного оружия. По этой системе всё оружие подразделяется на короткое, длинное, парное, гибкое. Именно такая классификация принята Госкомспортом КНР на соревнованиях по ушу. Действительно, эта система весьма удобна для спорта, она позволяет достаточно объективно оценивать мастерство спортсмена при упражнениях с оружием. Но для оружиеведения такая система непригодна, поскольку в её основе отсутствует единый принцип, по которому следует различать оружие. В этой классификации смешано разделение по конструктивным особенностям (короткое, длинное, гибкое) и по способу применения (парное). Кроме того, вызывает сомнение выделение длины оружия, как определяющего принципа. Согласно этой классификации, дао можно отнести и к короткому, и к парному оружию.
Таким образом, приходится признать, что ни одна из вышеперечисленных систем классификаций не позволяет дать четкое определение китайским фальшонам, саблям и палашам, поэтому для данной работы была сделана попытка подготовки своего варианта классификации.
В основу классификации положен принцип разделения по конструктивным особенностям. Пожалуй, такой принцип является наиболее объективным, поскольку такие факторы, как, например, способ применения или особенности способа поражения во многом зависят от манеры ведения боя или конкретной ситуации. Прежде всего, всё оружие было разделено на три класса: холодное, метательное и огнестрельное. Поскольку фальшоны, сабли и палаши не предусматривают в своей конструкции использования энергии пороховых газов и, следовательно, относятся к оружию холодному, именно его классификация будет рассмотрена подробнее.
Класс холодное оружие может быть разделен на несколько родов:
1. Простейшее – наиболее древний тип оружия. Сюда относятся те образцы, которые происходят от бытовых предметов, различных подручных средств, используемых, как оружие (палка, камень, заточенная пластина и т. д.). Оружие такой конструкции обычно не имеет ярко выраженной боевой части и изготавливается из подручных материалов, чаще всего из дерева.
2. Древковое оружие – имеет (обычно деревянную) рукоять (древко), превосходящую по длине боевую часть (например, топор, алебарда, копьё).
3. Клинковое оружие – имеет четко выраженную боевую часть – клинок, изготавливаемую, обычно, из металла, которая превосходит по длине рукоять либо равна ей.
4. С гибким элементом – оружие, у которого боевая часть крепится к рукояти посредством веревки, цепи, ремня; возможны варианты, когда рукоять отсутствует (люсинчуй) или когда рукоять (рукояти) являются одновременно и боевыми частями (например, двузвенный цеп (нунтяку)).
5. Кастетного хвата – боевая часть располагается вокруг кисти или крепится непосредственно к кисти или предплечью (русский торч, европейский “траншейный щит”, а также китайская багуаюэ).
Фальшоны, сабли и палаши – типичные представители клинкового оружия, т. к. все они имеют ярко выраженную боевую часть – клинок, превосходящую по длине рукоять.
Род клинковое оружие можно разделить на два основных вида: двулезвийное и однолезвийное.
Определяющей чертой для двулезвийного оружия является клинок, несущий симметричную заточку, то есть имеющий два лезвия. На клинках же однолезвийного оружия можно выделить лезвие – заточенную кромку, и обух – незаточенную часть клинка. На некоторых образцах однолезвийного оружия присутствует елмань – заточенный участок обуха, но в любом случае, заточка однолезвийных клинков всегда асимметрична. Таким образом, можно уверенно утверждать, что сабли, фальшоны и палаши относятся к однолезвийному оружию.
Согласно данной классификации все многообразие китайских сабель, фальшонов и палашей можно охарактеризовать следующим образом:
Класс: холодное оружие.
Род: клинковое.
Вид: однолезвийное.

3.
Коллекция китайского однолезвийного оружия Артиллерийского музея насчитывает более ста тридцати единиц хранения. Среди образцов этого собрания имеются самые разнообразные типы однолезвийного оружия. Для того, чтобы ориентироваться в таком количестве разнообразных форм, необходима система типологии, позволяющая разделить всё это многообразие на отдельные группы, согласно каким-то общим признакам.
К сожалению, в историографии отсутствует типология, которая бы отражала всё многообразие форм китайского однолезвийного оружия, поэтому в данной работе будет предпринята попытка создать такую типологию, основываясь на материалах коллекции ВИМАИВиВС, а также на основании известных типологий клинкового оружия других видов и регионов.
В настоящее время существует несколько интересных систем типологии клинкового оружия. Так, например, А. Ю. Синицын предложил интересную схему типологии японских клинков по их месту и времени изготовления, а также по школам мастеров (10, 200). К сожалению, в случае с коллекцией Музея артиллерии, такой подход невозможен. Во-первых, все клинки данного собрания примерно датируются последним десятилетием XIX века, следовательно, невозможно провести разделение по временному признаку. Кроме того, невозможно также провести точную локализацию коллекции, поскольку какие-либо документы, указывающие на конкретное место, откуда был доставлен тот или иной экземпляр, отсутствуют.
Известны также хорошо проработанные типологии европейских мечей. Этой проблемой занимались такие известные исследователи, как Я. Петерсен, Брун-Хоффмейер, Р. И. Оакшотт. Я. Петерсен и Брун-Хофмейер использовали в качестве типоопределяющей черты дизайн эфеса меча, что, по-видимому, не является до конца верным. Ведь самые разные сочетания гарды и навершия могут комбинироваться с самыми разными клинками, очевидно, очень редко можно говорить о каком-либо типе гарды, который всегда сопровождает лишь определенный тип клинка. Наиболее предпочтительным является метод, применённый Р. И. Оакшоттом в его замечательном исследовании «Меч в эпоху рыцарства», где он дает отдельные типологические системы для клинков, гард и наверший.
В данной работе будет применен тот же метод. Все клинки будут типологизированы, в зависимости от их геометрических особенностей, поскольку именно от них зависят функциональные особенности клинка. Таким образом, типоопределяющими признаками для клинков будут наличие или отсутствие изгиба, наличие или отсутствие расширения к острию, наличие или отсутствие елмани и т. п., в то время, как наличие или отсутствие долов или надписей на клинках – то есть особенности дизайна типоопределяющими признаками считаться не будут, так как они не оказывают влияния на тактико–технические характеристики клинка.
Функциональные особенности формы будут также определяющими при типологизации гард, так например две гарды в виде щитка, одна из которых выполнена из латуни, а другая из железа, будут отнесены к одному типу, так как, невзирая на различное оформление, они имеют сходные тактико-технические характеристики.
Навершие, напротив, исполняя функцию противовеса клинку, совершает её вне зависимости от формы, поэтому навершия будут разделяться на типы, именно согласно с внешними особенностями дизайна.
Для обозначения типов клинков будут использоваться римские цифры. При выделении побочных ветвей одного типа, к цифре будут добавляться латинские прописные буквы. Типам гард будут соответствовать арабские цифры, при необходимости выделения подтипов их также будут сопровождать латинские прописные буквы. Навершия будут обозначаться заглавными латинскими буквами, подтип будет указываться арабской цифрой. При описании каждого экземпляра целиком сначала будет даваться тип клинка, затем гарды, а потом навершия. В результате описание будет напоминать формулу, например: IIIa;1;B1.

4.
Приступим к рассмотрению клинков однолезвийного оружия. Для удобства использования данной типологии, все клинки будут разделены на две большие группы, через которые будет пропущена сквозная нумерация типов. В первую группу попадают все клинки, у которых отсутствует расширение к острию (то есть сабли и палаши). Вторая же группа представлена клинками, у которых наличествует расширение к острию (фальшоны).

Группа I

Тип I. Определяющей чертой этого типа является клинок без изгиба, сужающийся к острию. Сужение начинается прямо от гарды и продолжается равномерно. Лезвие, поднимаясь к обуху, образует острие. В сечении такие клинки обычно представляют собой равнобедренный треугольник. Клинки этого типа могли нести дол. Такие клинки хранятся в коллекции Артиллерийского музея под номерами 256 (с долом), а также 234, 273 (без долов). Пожалуй, точнее всего клинки типа I можно обозначить термином палаш.
Тип II. Определяющей чертой этого типа является клинок с изгибом, сужающийся к острию. У клинков этого типа на
протяжении большей части клинка лезвие и обух практически не сближаются друг с другом; таким образом, на протяжении большей части клинка сужение выражено слабо, лишь в последней четверти клинка лезвие, более интенсивно поднимаясь к обуху, образует острие. Некоторые клинки этого типа имеют равномерный изгиб, у других он присутствует лишь в последней четверти клинка, ближе к острию. В сечении такие клинки обычно треугольные. Клинки типа II могут нести долы, а могут и нет. В собрании Музея артиллерии этот тип представлен достаточно широко. №№ 242, 245, 261 и многие другие.
Есть некоторое количество клинков, сохраняющих основные черты типа II, имеющих, правда, некоторые отличия. Их, видимо, можно выносить в подтипы типа II как, например, тип IIa.
Тип IIa. Определяющие черты: клинок с изгибом, но заметное сближение лезвия и обуха начинается прямо от гарды, как у клинков типа I.
Специальные замечания: клинки этого типа чаще всего достаточно короткие (не более 600 мм), но при этом достаточно широкие у гарды (до 50 мм). В коллекции представлены №№ 282, 283, 284, 285, 291.
Тип IIb. Определяющей чертой этого типа является клинок с изгибом, сужающийся к острию, но с елманью. Елмань на таких клинках может иметь вид выреза на обухе(№ 327), или же вообще не выделяться геометрически, являясь просто заточенным участком обуха (№ 369). В сечение клинки этого типа несколько отличаются от предыдущих. Если у гарды сечение клинков типа IIb представляет собоу равнобедренный треугольник, то на участке елмани сечение клинка линзовидное. Как и тип II, такие клинки могли нести или не нести дол.
Клинки типа II и его подтипов точнее всего, пожалуй, можно определить термином сабля.

Группа II

Тип III. Определяющие черты: изогнутый клинок заметно расширяется к острию. Елмань имеет вид плавного расширения на обухе. В сечении клинки этого типа представляют собой равнобедренный треугольник у гарды и линзовидную форму на участке елмани. Обух клинка может быть плоским, плавно переходя в елмань (например, № 370), но чаще всего обух абсолютно плоский только на ближайшей к гарде четверти клинка, далее же обух может быть несколько скруглен и даже иметь слабовыраженное ребро. Клинки этого типа могут сопровождаться долами, а могут и нет. В коллекции ВИМАИВиВС хранятся 57 клинков этого типа (более трети от общего количества), что позволяет предполагать, что подобные клинки были наиболее распространены.
Специальные замечания: большинство клинков этого типа достаточно массивны. Ширина в елмани может достигать 70 мм, а вес 1700 г.
Можно также выделить ряд подтипов типа III.
Тип IIIa. Определяющие черты: клинки этого типа имеют гораздо более слабое расширение к острию, слабозаметный изгиб. Елмань также образована плавным расширением на обухе, но выражена крайне нечётко. Обычно такие клинки заметно уже типа III. Клинки типа IIIa обычно сопровождаются долами (№№ 258, 272, 364).
Тип IIIb. Определяющей чертой у этого типа служит наличие елмани в виде расширения на обухе, но с чёткой точкой перехода. Клинки этого типа могут сопровождаться долами (№315), а могут быть без долов (№№ 243, 246).
Специальные замечания: среди клинков этого типа встречаются весьма тяжелые экземпляры, весом до 2000 г., снабженные длинными рукоятями, позволяющими действовать двумя руками.
Тип IIIс. Определяющие черты: елмань на клинках этого типа образуется выступом на обухе клинка. Клинки типа IIIc обычно имеют незначительное искривление на трех четвертях клинка. Кривизна образуется за счет выступа и елмани. На выступе может быть отверстие (№ 271). Обычно такие клинки не несут долов.
Специальные замечания: этот тип клинка интересен тем, что на некоторых образцах присутствует лишь имитация елмани, то есть елмань выделена геометрически, но не несет заточки. (№ 333).
Тип IIId. Определяющей чертой этого типа является изогнутый клинок, расширяющийся к острию, елмань на котором образована вырезом на обухе клинка. Клинки этого типа могут иметь как равномерный изгиб по всей длине (№ 303), так и изгиб только в области елмани (№ 241). Клинки этого типа могут нести или не нести долы.
Тип IV. Определяющие черты: расширяющийся к острию изогнутый клинок без елмани. Лезвие на протяжении большей части клинка удаляется от обуха, образуя плавное расширение клинка, на последних нескольких сантиметрах плавно поднимается к обуху, образуя острие. В сечении такие клинки треугольные. Часто сопровождаются долами (например №№ 237, 249).
Пожалуй, для того, чтобы передать специфику клинков группы II лучше всего подходит термин фальшон.

5.
Приступим к рассмотрению гард китайского однолезвийного оружия из коллекции ВИМАИВиВС.
Тип 1. Определяющие черты: гарды этого типа представляют собой перекрестье, у которого часть, располагающаяся со стороны обуха, загибается вниз (по направлению к острию), а противоположная часть загнута вверх (по направлению к навершию). Таким образом, получается форма, напоминающая латинскую букву S. Гарды подобного типа могли изготавливаться из железа, тогда они обычно выполнялись из двух сваренных половин, располагающихся по правую и левую стороны от хвостовика (как, например, на фальшоне № 236), либо из цветного металла (латуни, бронзы), в этом случае гарда представляет собой единую деталь, насаженную на хвостовик клинка (№ 349).
Специальные замечания: в том случае, когда гарда этого типа выполнена из железа, она может быть обмотана тканью (№ 246). Кроме того, на одном из экземпляров собрания Музея артиллерии гарда этого типа установлена прямо на боевую часть клинка и закреплена, посредством заклепки.
Тип 2. Определяющие черты: у этого типа гард прекрестье со стороны обуха опускается к острию (так же, как на типе 1), а со стороны лезвия образует защитную дужку, примерно так же, как у европейских сабель. В отличие от типа 1, гарды типа 2 чаще всего выполнены из цветного металла и представляют собой единую деталь, причем в центральной части перекрестье может несколько расширяться, образуя щиток (№ 235). Наряду с такой конструкцией, встречаются гарды второго типа, сваренные из двух металлических деталей. В этом случае они также могли обматываться тканью (№276).
Специальные замечания: можно с уверенностью утверждать, что такие гарды чаще всего использовались без навершия. Хвостовик клинка пропускался через дужку, загибающуюся к рукояти, и расклепывался. В коллекции музея артиллерии только на одном клинке такая гарда совмещена с навершием (№276).
Тип 3. Определяющие черты: гарды этого типа представляют собой щиток, прикрывающий руку. По контуру щитка располагается бортик, который может достигать в высоту 20 мм. Таким образом, гарды этого типа представляют собой подобие стакана, насаженного на хвостовик таким образом, что донышко обращено в сторону навершия, а открытая часть – к острию. Чаще всего гарды такого типа имеют щиток в виде неправильного овала, обращенного широкой частью к обуху, узкой к лезвию (как, например, у №№ 250, 251 и т.д.), хотя встречаются и более необычные формы. Так, например, на фальшоне № 325 щиток выполнен в форме овала с волнистым контуром. Гарды типа 3 могут быть как железными, так и изготовленными из цветных металлов (бронза, латунь).
Специальные замечания: данный тип гарды, очевидно, был самым распространенным. Среди коллекции Артиллерийского музея порядка половины клинков снабжены такими гардами (67 экземпляров).
На некоторых образцах сабель и фальшонов смонтированы гарды, сохраняющие основные черты типа 3, имеющие, правда, некоторые отличия. Их, видимо, можно выносить в подтипы типа 3 как, например, тип 3a.
Тип 3а. Определяющие черты: гарды этого типа представляют собой щиток, прикрывающий руку, снабженный редуцированным, крайне низким бортиком, также направленным в сторону острия. Очень часто бортик бывает скруглён, представляя собой, как бы валик, размещенный с внешней стороны гарды (№№ 273, 300, 350).
Тип 3b. Определяющей чертой для этого типа является наличие на щитке, предохраняющем руку симметричного бортика, направленного как к острию, так и к навершию (например, №319)
Специальные замечания: чаще всего бортик на гардах этого типа имеет незначительную высоту, либо же вид валика.
Тип 3с. Определяющие черты: данный тип представляет собой как бы половину гарды типа 3. Таким образом, гарда типа 3с имеет вид половины овала, снабженной бортиком. Данную гарду можно выделять в самостоятельный подтип, поскольку в данном случае форма щитка является не элементом дизайна, а функциональной особенностью. Такие гарды можно встретить на фальшонах, составляющих парные гарнитуры, носимые в одних ножнах (№№ 293, 295).
Тип 4. Определяющей чертой этого типа является гарда, выполненная в виде щитка, прикрывающего руку, лишённого какого бы то ни было бортика. Щитки гард этого типа могут иметь различную форму, пожалуй, чаще всего встречается форма прямоугольника со скругленными углами (например, №367).
Специальные замечания: очевидно, гарды этого типа изготавливались, в основном, из железа.
Тип 5. Определяющие черты: гарда представляет собой перекрестье, концы которого свернуты в бухты, образуя характерные завитки, направленные к острию. Гарды данного типа могут быть железными или же выполненными из цветных металлов (№№ 340, 341). На некоторых клинках смонтированы гарды, сохраняющие основные черты типа 5, имеющие, правда, некоторые отличия. Их, видимо, можно вынести в подтип типа 5 как, например, тип 5a.
Тип 5а. Определяющие черты: перекрестье, на концах которого расположены выступы, направленные к острию. Гарды этого типа, очевидно, выполнялись, в основном, из цветных металлов (№№ 343, 344).

6.
Данная глава посвящена рассмотрению наверший, встречающихся на китайском однолезвийном оружии в коллекции Музея артиллерии.
Тип А. Определяющие черты: навершие этого типа представляет собой усеченный конус, узкой частью примыкающий к рукояти. В сечении такое навершие может быть круглым или овальным (№№ 250, 279). Такое навершие обычно состоит из двух деталей: плоского донышка и полосы, образующей стенки конуса. Навершия типа А могут быть выполнены из железа или из цветного металла.
Специальные замечания: очевидно, тип А был наиболее распространённым типом навершия. В собрании ВИМАИВиВС хранится 57 клинков с навершием этого типа.
Некоторые навершия, сохраняя основную специфику типа А, несут свои характерные черты, позволяющие выделять их в подтипы.
Тип А1. Определяющие черты: по форме близко к типу А, но донышко имеет вид полусферы. Данный тип навершия в сечении представляет собой окружность, граница стенок и донышка просматривается явно (№ 277).
Тип А2. Определяющие черты: навершие этого типа представляет собой конус, овальный в сечении, с выпуклым донышком. Пожалуй, эту форму можно охарактеризовать, как сплющенную грушевидную. Все переходы у наверший этого типа плавные, швы нигде не видны. Возможно, навершия типа А2 были цельнотянутыми из одного куска металла, либо же литыми.
Специальные замечания: навершия этого типа выполнены обычно из цветных металлов и богато декорированы (№327).
Тип А3. Определяющие черты: представляет собой как бы половину навершия типа А. В сечении – половина овала.
Специальные замечания: такие навершия встречаются у фальшонов, составляющих парные гарнитуры, носимые в одних ножнах.
Тип B. Определяющие черты: навершие этого типа представляет собой две выпуклые половинки, соединенные так, что представляют собой сплющенную сферу, с четко обозначенной гранью (швом соединения) (№№ 241,242).
Специальные замечания: навершия этого типа чаще всего выполнены из цветного металла.
В собрании Артиллерийского музея хранится навершие, которое можно определить, как боковую ветвь типа В.
Тип В1. Определяющие черты: навершие такой же формы, как и тип В, но покрыто гравировкой (№ 326).
Тип С. Определяющие черты: навершие образовано хвостовиком клинка, который, выступая за рукоять, образует кольцо. Навершие этого типа обычно обмотано шнуром.
Специальные замечания: навершия этого типа обычно сопровождают массивные клинки, снабженные длинными рукоятями, позволяющими сражаться двумя руками (№№ 246, 253).
Тип D. Определяющие черты: Навершие имеет вид сектора, прямоугольного в сечении. Навершия этого типа могли выполняться как из железа, так и из цветных металлов, могли украшаться гравировкой (№№ 261, 300).
Тип Е. Определяющие черты: навершие имеет форму, напоминающую цветок лилии, выполненную из железа, прямоугольную в сечении (№ 325).
Тип F. Определяющие черты: навершие грибообразной формы, выполненное из цветного металла, богато декорированное прорезным орнаментом, изображающим драконов (№ 275).
Тип G. Определяющие черты: навершие данного типа представляет собой грубое подобие грушевидного (типа А2). Навершие типа G, прямоугольное в сечении, состоит из трех сваренных между собой плоских деталей. Две из них образующие щечки, соединены средней пластиной, в которой имеется отверстие, через которое навершие крепится на хвостовик клинка (№ 276).
Тип Н. Определяющие черты: навершие имеет форму неправильного овала. По конструкции сходно с предыдущим типом.

7.
В данной главе будут рассмотрены возможные сочетания клинков, гард и наверший на основании материалов коллекции Музея артиллерии. Все данные сведены в три таблицы.
В Таблице 1 рассмотрены возможные сочетания клинков и гард. По горизонтали расположены типы клинков, по вертикали – типы гард. Если в коллекции встречается сочетание некоего клинка с некой гардой, то в клеточке на пересечении вертикали и горизонтали будет поставлен знак +. Если клинок и гарда не встречаются в сочетании, то клетка будет оставлена незаполненной.
По этой же системе приводится материал и в Таблице 2, которая посвящена возможным сочетаниям клинков и наверший, с той лишь разницей, что по горизонтали здесь расположены типы наверший, а по вертикали типы клинков.
В Таблице 3 рассмотрены возможные сочетания наверший и гард. По горизонтали расположены типы наверший, а по вертикали – типы гард.

Таблица 1.
 
I
II
IIа
IIb
III
IIIa
IIIb
IIIc
IIId
IV
1
+
 
 
 
+
 
+
 
 
+
2
 
+
+
 
 
+
 
+
 
+
3
 
+
+
+
+
+
+
+
+
+
3a
+
+
 
 
 
 
 
 
 
 
3b
 
+
 
 
 
 
+
 
 
 
3c
 
 
 
 
+
 
 
 
 
 
4
 
 
 
 
+
 
+
+
 
 
5
 
 
 
 
+
 
+
 
+
 
5a
 
+
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 2.
 
A
A1
A2
A3
B
B1
C
D
E
F
G
H
I
+
 
 
 
+
 
 
 
 
 
 
 
II
+
 
 
 
+
+
+
+
 
+
 
 
IIa
 
 
 
 
 
 
 
+
 
 
 
 
IIb
 
 
+
 
 
 
 
+
 
 
 
 
III
+
 
 
+
 
 
+
+
 
 
 
+
IIIa
+
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
IIIb
+
 
 
 
 
 
+
 
 
 
 
 
IIIc
+
+
 
 
 
 
+
 
 
 
 
 
IIId
 
 
 
 
+
+
+
 
 
 
 
 
IV
+
 
 
 
+
 
 
 
+
 
+
 

Таблица 3.
 
A
A1
A2
A3
B
B1
C
D
E
F
G
H
1
+
 
 
 
 
 
+
 
 
 
 
 
2
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
+
 
3
+
 
+
 
+
+
+
+
+
 
 
+
3a
+
 
 
 
+
 
+
+
 
 
 
 
3b
+
 
 
 
+
 
 
 
 
 
 
 
3c
 
 
 
+
 
 
 
 
 
 
 
 
4
+
+
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
5
 
 
 
 
 
 
+
 
 
 
 
 
5a
 
 
 
 
 
 
+
 
 
 
 
 

8.
В коллекции Артиллерийского музея хранятся два фальшона, клинки, гарды и навершия которых не могут быть полностью отнесены ни к одному из типов. Поскольку каждый из этих экземпляров является уникальным сочетанием нигде более не встречающихся типов клинка, гарды и навершия, описание этих фальшонов вынесено в отдельную главу.
№ 239. Клинок этого фальшона имеет ярко выраженное расширение к острию. Клинок заметно изогнут. Елмань образована фигурным вырезом на обухе клинка. Участок клинка, прилегающий к елмани, орнаментирован. На клинке присутствуют три дола.
Гарда данного экземпляра представляет собой, очевидно, подражание гардам европейских сабель. Гарда имеет вид перекрестья из цветного металла, которое образует фигурный завиток со стороны обуха. К перекрестью припаяна дужка сложной формы, также из цветного металла.
Навершие как таковое отсутствует, рукоять, изгибаясь навстречу дужке, образует утолщение, которое играет роль навершия.
№ 260. У этого фальшона клинок имеет ярко выраженное расширение к острию и очень сильный изгиб. Изгиб его крайне неравномерен (изогнут, практически посередине). На этом клинке присутствует елмань, производящая впечатление заточенного места излома. Долы отсутствуют.
У данного фальшона отсутствуют гарда и навершие. Рукоять очень длинная, практически равна длине клинка. Часть рукояти (примерно, треть), ближайшая к клинку, обложена медью. На рукояти пять железных и три латунных обоймицы, две из которых декорированы растительным орнаментом.
Несмотря на то, что эти клинки не относятся ни к одному из типов, они являются представителями группы II (фальшонами), поскольку имеют расширение к острию.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Поскольку типология китайского однолезвийного оружия отсутствует в историографии, в данной работе была предпринята попытка систематизировать коллекцию, основываясь на методе Р. И. Оакшотта.
Основываясь на данных коллекции Музея артиллерии, можно сделать вывод, что, в отличие от европейских стран или от Японии, в конце XIX века в Китае было наиболее популярно оружие с расширяющимся к острию клинком (фальшоны). Данные коллекции позволяют также выделить наиболее распространенный вариант гарды (в виде щитка) и навершия (в виде усеченного конуса). Необходимо отметить, что большинство типов клинков может сочетаться с двумя или более типами гард и наверший, что ещё раз доказывает наибольшую целесообразность выбранного метода типологии, особенностью которого является отдельная типологизация основных деталей оружия (клинка, гарды, навершия), а не подразделение на типы, исходя из особенностей дизайна.
Конечно, нельзя выводить типологию для всего китайского однолезвийного оружия, основываясь на материалах только одной коллекции, пусть даже весьма обширной. Но, несмотря на то, что данная типология до конца справедлива только в рамках собрания Музея артиллерии, она может являться прочной основой для создания глобальной типологии однолезвийного оружия, поскольку любой новый тип может быть легко добавлен в таблицу к уже имеющимся, на основе общих принципов.

Литература

1. Асмолов К. В. История холодного оружия. Ч. I, Москва, 1994.
2. Асмолов К. В. История холодного оружия. Ч. II. Москва, 1994.
3. Бехайм В. Энциклопедия оружия. СПб., 1995.
4. Винклер П. Оружие. Москва, 1992.
5. Калюжная Н. М. Восстание ихэтуаней (1898 – 1901). Москва, 1978.
6. Нацваладзе Ю. А. Холодное оружие. Москва, 1994.
7. Попенко В. Н. Холодное оружие Востока и Запада. Москва, 1992.
8. Попенко В. Н. Холодное оружие. Москва, 1996.
9. Синицын А. Ю. Оружие и боевое снаряжение японских самураев.
Каталог коллекций МАЭ. СПб., 1999.
10. Синицын А. Ю. Самурайские мечи в коллекции МАЭ: Проблемы атрибутации, учета и хранения. // Курьер Петровской кунсткамеры. СПб., 1996. Вып. 4 – 5.
11. Трубников Б. Г. Большой словарь оружия. СПб., 1997.
12. Уиланд Д. Мечи, шпаги и сабли. Москва, 1997.
13. Ян Юэмин Оружие древнего Китая // Черная Жемчужина. СПб., 1992 – 1993. Вып. 1 – 2.
14. Boeheim W. Handbuch der Waffenkunde. Leipzig, 1890.
15. Bruhn-Hoffmeyer A. Middelalderns Tveaeggede Sverd. V. 1 – 2. Copenhagen, 1954.
16. Glosek M. Miecze srodkovoeuropejskie X – XV. Warsawa, 1984.
17. Norman A. Rapier and small sword. Sydney, 1981.
18. Oakeshott R. E. The Sword in the Age of Chivalry. London, 1962.
19. Oakeshott R. E. Arms and Armour from Renaissance to Industrial Revolution. London, 1980.
20. Werner E. T. C. Chinese weapons. Malaysia & Singapore,1974.
21. Си Юнтай. Чжунго ушу ши (История китайского ушу). Пекин, 1985.
22. Чжао Минчжу. Чжунго гудай цзюньлюй байтай (Древнекитайские войска). Шанхай, 1998.
23. Чжоу Вэй. Чжунго бинци шигао (Очерк истории китайского оружия). Пекин, 1957.
24. Ян Хун. Чжунго гу бинци луньцун (Сборник статей о древнем оружии Китая). Пекин, 1980.
25. Инхань ханьин ушу чанъюн цихуй (Англо-китайский-китайско-английский словарь терминов ушу). Пекин, 1989.
26. Улинь (Мир ушу). Журналы за 1981 – 1986 гг.

Иллюстрации:
1. Основные части клинкового оружия.
Основные части клинка.
2. Основные части монтировки (эфеса).
Основные части прибора ножен.
3. Типы клинков.
4. Типы клинков.
5. Типы клинков.
6. Типы клинков.
7. Типы клинков.
8. Типы гард.
9. Типы наверший.
10. № 239
11. № 260









 

Длинноклинковое оружие

Корзинки на рукоятях - два меча начала 18го века
Летом 2003 года в Артиллерийском музее Санкт-Петербурга проходила выствка "Для боя и..
Типы бронзовых наконечников ножен мечей в 11-13 веках и их распространение в Курземе
Обоюдоострые мечи - один изнаиболее значимых видов оружия, который былзавезён на..
Меч самурая
Начнем с того, что известные нам по видеофильмамизогнутые мечи самураев в строгом смысле..
Сабля 7-10 век
Произведение искусства раннего средневеко­вья, образец высокой технологии своего..
Польские военные сабли XVI-XVIII веков
Цель работыЭта работа преследует цель классифицировать польские военные сабли по..


Ваше мнение!